Тапас. Просто о непростом.

Tapas

Тапас — это йогическая дисциплина, о которой знают

практически все занимающиеся Востоком.

Существует два десятка трудно переводимых

на человеческий язык определений этого феномена,

которые настолько разнообразно и разносторонне

раскрывают его природу, что обычный человек

зависает в недоумении с широко открытым ртом …

Джулиан Корнуолис

Для того, чтобы уяснить, что такое «тапас» сначала надо ответить на совсем, казалось бы, не относящийся к месту вопрос: «Как Вы думаете, можно ли приносить богам, в качестве дара – цветы и фрукты?» Полагаю, что Ваш ответ в данном случае будет утвердительным, ибо многие не только видели это «вживую», но и проделывали лично. Однако, поспешу Вас удивить и сказать, что это реальность дня сегодняшнего, но совсем не так было в ведическую эпоху. И как Вы думаете, почему? Я задавал этот вопрос многим и крайне редко слышал правильный ответ, а он таков: дар, отправляемый богам, не мог быть холодным или сырым. Считалось, что боги могут потреблять только продукт, подвергшийся термической обработке, т.е. хорошо проваренный или прожаренный. Ведические и постведические произведения пестрят строками на эту тему:

 

«Поистине, только приготовленное на огне,

а не неприготовленное, может стать пищей богов …»

Майтраяни Самхита

«Вели приготовить приношения богам и проследи,

чтобы всё было хорошо проваренным…»

Шатапатха Брахмана

 

Эти замечания во множестве разлиты по ведическим текстам и, скорее всего, вряд-ли вызовут у нас протест. Все мы знаем, что боги потребляют не сам физический продукт, а его «внутреннюю» субстанцию. Ту, которая зрительно и осязательно выражена в виде теплового и вкусового дымка, что явственно поднимается от приготовленной на огне пищи. Кстати, деление пищи на внешнюю и внутреннюю характерно не только для ведической, но и для ряда других культур. Так, в частности, белорусы использовали его, справляя обычай под названием «дяды» (или «дзяды»):

 

В основу ритуального действа было положено убеждение, что несколько раз в год (во время, когда «смыкаются миры») предки приходят к своим потомкам с целью подкрепить свои невидимые тела. Потомки накрывают для них столы, раскладывают столовые приборы и ставят миски с горячими блюдами, от которых идёт тёплый дымок. Затем особыми призываниями зовут предков (дядов), которые в ожидании приглашения толпятся у окон и дверей (без приглашения они зайти не могут).

После приглашения «дяды» незримо  садятся за накрытые столы, а хозяева отходят и садятся по своим местам, стараясь не шуметь. Там они тихонечко сидят до той поры, пока «дяды» не наедятся. Сигналом к тому, что дяды наелись было прекращение вития дымка над остывающей пищей. Увидев это, хозяин дома вставал и, обращаясь к невидимым «дядам», говорил примерно следующее: «Спасибо родные, что почтили нас своим вниманием. Мы Вас покормили — теперь Вы сыты и довольны. Мы помогли Вам — помогайте теперь и Вы нам. Охраните нас от всевозможных невзгод. Помогите нам с урожаем, приплодом скота и всевозможными запасами. Ещё раз благодарим Вас за приход, но  пришло время расставаться. Сытые и довольные отправляйтесь к себе домой. Пусть будет Вам дорога пухом». Затем хозяева вывешивали через подоконник особые полотенца, по которым «дяды» удалялись восвояси.

 

Возвращаясь к ведической обрядности и продолжая тему необходимости обработки огнём, посылаемой богам пищи, упомянем, что наиболее часто в деле приготовления пищи использовался санскритский глагольный корень «Пач» (в русском варианте «Печь»), который обычно переводится не просто как «готовить пищу», а скорее  как «созревать, совершенствовать(ся)». Кроме того, часто использовался и глагол «Щрā», который переводится следующими словами: «готовить как надо», «приготовлять должным образом». Что является дополнительным свидетельством получения богами не сырого, а именно обработанного огнём, «усовершенствованного» продукта.

В этом месте, наиболее «подкованные» читатели наверняка спросят: «А как же такой напиток богов, как Сома? Ведь при ведических приношениях богам очень часто жертвовали именно его, а Сома, по природе своей, никак не мог быть обработан тепловым способом?!» И читатели будут правы, ибо для приготовления «сомы» (индийского варианта нектара или амброзии) огонь действительно не применялся. Для его приготовления специально подобранные растения собирали, измеряли, отрезали, замачивали, выжимали на особом прессе, процеживали, многократно переливали из сосуда в сосуд, но термической обработке не подвергали. Вроде бы получается противоречие, но для его разрешения у меня припасена следующая цитата из «Тайттирия Самхита»:

 

«Некогда Индра убил Вритру. Пробил ему череп и сделал (из дыры) водосток, по которому стекала Сома. После этого он спросил себя: «Могу ли я совершишь подношение Сомой или нет? Ведь если я совершу подношение – то это будет подношение сырого. Но если я не совершу подношения – то не смогу продолжить жертвоприношение. Что мне делать?

На это Агни (бог огня) ответил ему следующим образом: «Да, ты не можешь вливать в меня сырое. Но выход есть. Смешай сому с прокалёнными зёрнами и получится масса, приготовленная на огне. Ею ты и совершишь приношение в меня».

 

Так боги обошли запрет на приношение сырого. Позже, вероятно, в этом же ключе, был решён вопрос и со всеми остальными сырыми продуктами. Поначалу их смешивали с приготовленными на огне и в таком виде возносили богам. А когда, под воздействием времени, обрядность ещё более упростилась, жёсткость запретов была утрачена — богам начали приносить сырое, уже ни с чем его не смешивая.

Интересно, что в ведическое время даже трупосожжение рассматривалось как вариант жертвоприношения. Исполнялось оно следующим образом. Сначала для термической обработки трупа призывался огонь по имени «Кравьяд» (условно его можно было бы перевести как «Мясоед»), в задачу которого входило пожирание останков мёртвого тела. Когда «Кравьяд» проделывал свою работу, наследник умершего притушивал костёр и брахманы, поблагодарив Кравьяд, отпускали его. Следом, к уже поджаренному трупу, священнослужителями приглашался огонь иного типа, по имени «ДжатаВедас» («Знающий рождённых»). И вот уже на этом огне останки умершего возносились в ДэваЛоку (Мир богов).

Особенно интересна в этом обряде степень готовности трупа для приношения его богам на огне ДжатаВедас. Как говорит на эту тему «ШатаПатха Брахмана» для того, чтобы продукт был готов «огонь должен надеть на него новую кожу». Очень ценное замечание, которое уместно помнить не только в деле трупосожжения, но и во всех остальных вариантах, когда речь идёт о приготовлении продукта. Как только на продукте появляется плёнка (новая кожа) – продукт готов к приношению богам.

А вот теперь пришло время вернуться к разбору термина «Тапас». Глагольный корень «ТАП» имеет множество значений, но основными являются два: «претерпевать страдание» и «становиться горячим». Если развернуть эти значения в направлении человека, то окажется, что «Тапàсвин» (человек подвергающий себя действию «тапаса») – это, в некотором роде, человек «выпекающий себя». Выпекающий для того, чтобы стать богоугодной жертвой, ибо если он сможет «выпечь себя» до степени полной готовности, то однозначно после своей смерти отправиться прямо в миры богов!

Но на каком же огне тапасвин «выпекает» себя? Вполне понятно, что этот огонь находится внутри человека, но каков он и что является для него топливом? Ответ на эти вопросы таков: «Огонь, на котором тапасвин выпекает себя, называется огнём смирения, а топливом для него являются многочисленные виды страдания, которые претерпевает каждый человек». Причём тапасвину совершенно не нужно придумывать какие-то особые и специфические виды страданий — для взращивания тапаса вполне достаточно просто проживать жизнь, принимая свою судьбу. Главное, принимать их со смирением.

Вот собственно и всё, что мне хотелось бы сказать о термине «Тапас», но напоследок позвольте несколько вопросов: «Если Вы согласны с тем, что для приготовления богоугодного тела человек приготовляет себя на огне страдания, то какова на Ваш взгляд, должна быть степень его готовности? Как увидеть ту «корочку», которой будет покрыт страждущий в результате обработки его внутренним огнём? Будет ли она снаружи или внутри? Какова она и доступна ли обычному зрению?» Жду правильных ответов…

 

(В написании статьи были использованы мысли и материалы из работ французского исследователя Шарля Маламуда, изложенные в сборнике «Испечь мир» (ритуал и мысль в древней Индии).