Индийский храм

aym-webЕсли следовать общеиндийской традиции восприятия времени, где эпохи (Юга) наследуют друг другу:

  • СатьяЮга (или СуварнаЮга) – эпоха Истины или Золотой век
  • ТретаЮга (или РаджанаЮга) – третья эпоха или серебряный век
  • ДвапараЮга (или КаамсьяЮга) – вторая эпоха или бронзовый век
  • КалиЮга (или АяЮга) – эпоха богини Кали (всёпоглощающего времени) или железный век ( в котором мы сейчас и пребываем)

то каждой из этих эпох было свойственно своё понимание о храме или как говорят индийские брамины о Девалая (Место для божественного присутствия). В СатьяЮгу храмов не было в принципе, по причине их ненужности. Люди золотого века обладали одним исключительно важным качеством – почти безграничной волей, поэтому не болели, не страдали от условий жизни и могли вызывать богов по своему желанию. Для этого усилием воли они отправляли себя в междумирье, где встречались с вызванными в это междумирье богами. И боги покорно подчинялись их намерению и появлялись перед их мысленным взором. Естественно, что вызвать можно было не всякого бога, такие гиганты как Щива, Брахма или Вищну не были доступны большинству просителей. Всё зависело от силы воли просителя и его чистоты, ибо каждое из божеств испускает сияние и только чистый душой человек мог созерцать оное. Божества сильно разнятся по силе свечения, а потому только предельно чистые люди могли созерцать таких светочей как создатель, разрушитель и хранитель миров. Эти люди (и только они) могли жертвовать чем-то этим божествам и что-то принимать от них взамен. СатьяЮга закончилась тогда, когда основной народишко измельчал, увлёкся прелестями “этого” мира и оказался неспособен вызывать усилием воли даже божества третьего порядка. Началась ТретаЮга – век серебрянный. На исходе Сатья Юги люди были разделены на варны (или как их называют в Европе – касты). Человеческие особи с наиболее сильной волей стали священнослужителями (браминами), остальные (по убыванию силы воли) – воителями (кшатриями), тружениками (вайшья) и слугами (даса).

В ТретаЮгу ситуация изменилась в корне. Люди серебряного века уже не обладали такой сильной волей и внутренней чистотой, что могли заставить повиноваться богов, но священнослужители приобрели умение посредством последовательно исполняемых действий вызывать нужные божества по своему желанию.  Храмы для этого также ещё не были востребуемы. Брамины вызывали богов на устраиваемые ими жертвенные алтари. Обустройство этих алтарей требовало знания и соблюдения множества деталей, пренебречь которыми (даже одним условием из сотни) было невозможно. Если совершалась ошибка божества не спускались на предлагаемые им места.

В основе знаний браминов лежало понимание важности времени, значимости выбираемого места и детальной точности исполнения действий по призванию божеств, их удовлетворению и последующему получению от них желаемого. Но если жертвенный алтарь строился с полным соблюдением исполнения деталей и по времени, и по месту, и по правилам изготовления – боги исправно приходили на зов браминов.

Обязательным участником жертвоприношения был “видящий” брамин, который в умении погружаться в междумирье наследовал возможностям людей СатьяЮги, но в отличии от них не обладал достаточной силой воли, чтобы полноценно управлять богами. Часто он не мог лицезреть сияние божеств, но глядя “в сторону” или вниз мог наблюдать за их отсветом. И по мере нарастания или убывания божественного сияния мог “видеть” приходящее божество и его реакции на действия обслуживающих жертвоприношение священнослужителей. Если в жертвоприношении что-то не складывалось и божественное сияние начинало удаляться – он тут же вторгался с особыми заклинаниями (атхарванами) и, “врачуя” сложившуюся ситуацию, стирал действия или молитвенные посылы вызвавшие отторжение божества от священнодействия.

Всё нарушилось, когда брамины стали утрачивать знание или были не точны в исполнении действий. Наступила ДвапараЮга.

Главным в ДвапараЮгу стало отсутствие браминов чистых настолько, что могли созерцать божество. Осталось лишь небольшое количество способных видеть отблески сияния и по ним следить за реакциями божества. В ДвапараЮгу был сделан следующий шаг на пути удержания божеств, брамины стали брать богов хитростью и прилежанием. Узнав, что тот или иной божок проявил себя кому либо в каком либо месте – они тут же огораживали это место и возводили над ним постройку, дабы выбранное божеством место оказывалось защищено от постороннего влияния. Так появились постоянные храмы. Благодаря этим мерам божества получали постоянную площадку для проявления, ибо на этих местах им было комфортно и привольно. Когда хотели – они могли проявлять себя, а если их что-то не устраивало – исчезали.

Поводов для покидания божествами храмов множество:

  • наличие изображений или атрибутов другого божества;
  • громкие и резкие звуки;
  • неприятные для божества запахи;
  • присутствие не почитающих их мирян;
  • неприятные божеству приношения;
  • неугодные ему молитвословия;
  • и многое другое

Так что божества сами решали оставаться им на выбранном ими месте или выбрать для себя новое. Однако брамины оказались хитрее: один раз пригласив божество они уже больше не отпускали его! Делалось это постоянным услужением. Божество будили, мыли, одевали, кормили, развлекали, услаждали и в нужное время просили о чём-либо. При такой постановке вопроса божеству было некуда деваться и оно исполняло все просьбы. Особой ценностью Девалая (места пребывания божества) по-прежнему был “видящий” брамин, который мог видеть хотя бы отсвет сияния божества и по нему ориентировать происходящие в храме действия.

Утрата “видящих” браминов означает наступление последней эпохи – КалиЮга (железного века). Храмы становятся обязательным компонентом реальности. Их возводят где угодно, как угодно и по любому поводу. В них совершенно спокойно пускают чужих. Служение божествам выполняется формально, мантры поются “в пустоту”. Но так как проверить наличие божества (по причине отсутствия “видящего” брамина) невозможно – священнослужители ломают комедию, кто во что горазд. Причём, чем меньше “видения”, тем больше создаётся вокруг храма шуму. Из кусочком слухов, легенд, версий и глубокомысленных рассуждений лепится супер-aym-webлегенда нового храма. Прихожан храма нагло обманывают, ибо кушать хотят все. По большому счёту сложившаяся ситуация устраивает всех: и прихожан и служителей. Одни ломают комедию, что приходят для участия в богослужении, другие – что это богослужение совершают. Все довольны, но не счастливы.

Сказанное не отрицает и “правильных” храмов, в которых священнослужители по тем или иным причинам обладают таки способностью “видеть” божество и общаться с ним. Таких храмов очень мало, но они есть и это последнее препятствие перед разрушением миров по окончанию КалиЮги.